Международная выставка и научно-практическая конференции «Нефть и газ Туркменистана»

На специальном  Пленарном заседании  были проведены презентации:

presentation2 presentation1

Актуальность выбранной темы доклада основана на том , что в 2012  году  исполняется девять лет с момента, подписания пятью прикаспийскими государствами Ираном, Россией, Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном  «Рамочной конвенции по защите морской среды Каспия» (Тегеран, 4 ноября 2003 года). Основные требования к экологической безопасности Каспийского моря  выражаются в едином стремлении всех прикаспийских стран   минимизировать  воздействие на  экосистему Каспийского моря, сохранить ее уникальный статус.

IMG_1784

Такое стремление  должно быть  подкреплено следующими  позициями, объединяющими усилия прикаспийских стран:

  • Выполнение международных и государственных требований по сохранению окружающей   среды, ограничению и   снижению воздействия на нее.
  • Организацией эффективно работающей системы экологического контроля (мониторинга).
  • Организацией единой межгосударственной системы реагирования и ликвидации аварийных разливов нефти и выбросов газа на государственном и межгосударственном уровне. Включая готовность межгосударственного реагирования, при возникновении   чрезвычайных экологических ситуаций на Каспии.

ФАКТОРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

В качестве основных факторов, опреде­ляющих экологическую нестабильность (экологических рисков) окружающей природной среды  и природных ресурсов являются:

Исторически сложившиеся

  • загрязнение моря из наземных источников (речной сток, сточные во­ды предприятий и населенных пунктов,  расположенных на побережье, смыв загрязняющих веществ с побережья при ветровых нагонах);
  • истощение рыбных ресурсов, обусловленное избыточным, в том числе нелегальным  (браконьерским)промыслом,  IMG_1836зарегулированностью стока боль­шинства крупных рек бассейна;
  • негативные изменения прибрежных наземных ландшафтов и экоси­стем, сельскохозяйственных земель, вторичное засоление, химическое загрязнение и дефляция почв, деградация естественных кормовых угодий и опустынивание

Текущие

  • недостаточная межгосударственная координация природоохранной деятельности в регионе Каспийского моря.
  • недостаточно эффективное управление охраной окружающей среды и природопользованием
  • интенсивная разработка морских месторождений нефти и газа, являющаяся источником огромных рисков, включая экологические;
  • стихийное вселение чужеродных видов ;
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и акваторий.

DSC_0335

Каспийское море не имеет достаточной юридической международной защиты от аварийных разливов нефти, поскольку до сих пор не определен его статус пятью прибрежными странами. Биологические ресурсы Каспийского моря не застрахованы. Это может привести к отказу западных компаний-природопользователей от юридической и финансовой ответственности.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СНИЖЕНИЮ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ  СРЕДУ

  • Подходы по снижению воздействия на морскую среду определены  в «Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря» (Тегеран, 4 ноября 2003 года).
  • Приоритет охраны Окружающей Среды, при реализации нефтегазовых операций и иной деятельности, на всех стадиях их осуществления (начиная с  планирования, проектирования и в текущей реализации проектов).
  • Разработка мер по предотвращению, снижению и контролю загрязнения Каспийского моря на основе единообразных критериев, требований и методологических подходов.
  • Оценка и ликвидация исторических загрязнений на суше море.
  • Защита, сохранение, восстановление, а также рациональное использование биологических ресурсов Каспийского моря.DSC_0328
  • Соблюдение межгосударственных и государственных законодательных требований, приведение их в единообразие, выполнение процедур оценки воздействия на окружающую среду и постоянного контроля (мониторинга) ее состояния
  • Внедрение современных, экологически обоснованных, малоотходных, технологий, в первую очередь соблюдения принципа «нулевых сбросов».
  • Усиление ответственности природопользователей за экологические нарушения на административном и уголовном уровне, как для юридических, так и физических лиц.

БЛИЖАЙШИЕ ЗАДАЧИ И РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Продолжить совместное сотрудничество по оценке современного состояния  Каспийского моря и Прикаспийского региона  путем обмена информации , проведения совместных исследований, создания Единой базы данных.
  • Уделить пристальное внимание формированию  и функционированию Единой  государственных  систем реагирования на аварийные ситуации, разливы нефти, выбросов газа. Разработать Единый порядок и регламент реагирования и ликвидации аварийных ситуаций. Предпринять меры  дальнейшего развития Баз аварийного реагирования второго и третьего уровня. Ускорить процессы  межгосударственного взаимодействия  по аварийному реагированию на аварийные ситуации выбросов  углеводородов;
  • С участием  международных природоохранных организаций и фондов, разработать  комплекс мероприятий по реабилитации животных попавших под воздействие аварийных разливов;
  • Разработать карты экологического риска для акватории побережья Каспийского моря, провести зонирование, исходя из определения уязвимости (чувствительности)  и возможных экологических последствий, определения нормативов предельного уровня воздействия нефтегазовых объектов. Провести IMG_1785зонирование побережья Каспийского моря по условиям предлагаемых методов ликвидации  разливов, транспортных подходов и мест временного хранения собранных нефтяных отходов.
  • Создать межгосударственную систему взаимодействия и принятия решений на правительственном уровне, по развитию мер и мероприятий,направленных на совместное решение задач сохранения  экологической безопасности нефтегазовых операций,  снижения экологических рисков, сохранения биоразноообразия  Каспийского моря  при освоении  нефтегазовых месторождений, повышения информативности и доведении результатов производственной  деятельности до населения прикаспийских стран.
  • Развивать процессы экологического образования, информированности населения,  оказывать поддержку местной природоохранной инициативе.
  • Продолжить совместное сотрудничество по оценке современного состояния  Каспийского моря и Прикаспийского региона  путем обмена информации , проведения совместных исследований, создания Единой базы данных.
  • Уделить пристальное внимание формированию  и функционированию Единой  государственных  систем реагирования на аварийные ситуации, разливы нефти, выбросов газа. Разработать Единый порядок и регламент реагирования и ликвидации аварийных ситуаций. Предпринять меры  дальнейшего развития Баз аварийного реагирования второго и третьего уровня. Ускорить процессы  межгосударственного взаимодействия  по аварийному реагированию на аварийные ситуации выбросов  углеводородов;
  • С участием  международных природоохранных организаций и фондов, разработать  комплекс мероприятий по реабилитации животных попавших под воздействие аварийных разливов;
  • Разработать карты экологического риска для акватории побережья Каспийского моря, провести зонирование, исходя из определения уязвимости (чувствительности)  и возможных экологических последствий, определения нормативов предельного уровня воздействия нефтегазовых объектов. Провести зонирование побережья Каспийского моря по условиям предлагаемых методов ликвидации  разливов, транспортных подходов и мест временного хранения собранных нефтяных отходов.
  • Создать межгосударственную систему взаимодействия и принятия решений на правительственном уровне, по развитию мер и мероприятий,направленных на совместное решение задач сохранения  экологической безопасности нефтегазовых операций,  снижения экологических рисков, сохранения биоразноообразия  Каспийского моря  при освоении  нефтегазовых месторождений, повышения информативности и доведении результатов производственной  деятельности до населения прикаспийских стран.
  • Развивать процессы экологического образования, информированности населения,  оказывать поддержку местной природоохранной инициативе.

Выступление вызвало активный интерес участников Конференции – как представителей добывающих компаний так и сотрудников госорганов. Нужно отметить , что это был единственный доклад ЗЕЛЕНОГО содержания. Участникам были представлены материалы и наработки КАПЭ в области ООС и Мониторинга.